ИЗРАИЛЬ ПРОТИВ ИРАНА: КАК МОЖЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ ТОТАЛЬНАЯ ВОЙНА

Потенциальная война может привести к обмену ядерными ударами.

Израиль готовится к нападению со стороны Ирана, пообещавшего отомстить за убийство в Тегеране политического лидера палестинской группировки ХАМАС Исмаила Гании. Конфликт между странами был в состоянии «слабого кипения», стороны атаковали друг друга в большинстве своем тихо, а в случае Ирана – часто чужими руками. Но начало войны между Израилем и поддерживаемой Ираном группировкой ХАМАС ускорило ход событий. В апреле Иран совершил массированную ракетную и дроновую атаку на Израиль. Хотя это нанесло минимальный ущерб и спровоцировало ограниченный ответный удар, однако столкновение лоб в лоб перевело израильско-иранский конфликт в более опасную фазу, пишет Bloomberg.

Какие военные возможности Израиля и Ирана?

Израильские войска имеют значительное технологическое превосходство над иранскими. Отчасти это связано с военной и финансовой поддержкой со стороны США, уже давно стремящихся обеспечить преимущество Израиля в рамках своих обязательств по безопасности еврейского государства. Например, Израиль – единственное государство на Ближнем Востоке, которое приобрело истребитель F-35.

Израиль также широко известен тем, что у него есть ядерное оружие, хотя он никогда не признавал этого.

В то же время санкции и политическая изоляция ограничили доступ Ирана к иностранным военным технологиям, что заставило его разрабатывать собственное оружие, в том числе ракеты и беспилотники. Боевые самолеты Ирана – преимущественно старые модели, унаследованные еще до революции 1979 года. Также Тегеран договорился о покупке российских самолетов, но не ясно, были ли они поставлены.

Иран уже давно подозревают в том, что он намерен использовать свою ядерную программу для создания ядерного оружия, хотя отрицает наличие таких амбиций. Он накопил достаточно обогащенного урана, чтобы создать несколько ядерных бомб, если его лидеры решат очистить тяжелый металл до уровня 90%, обычно используемого в таком оружии. Для того чтобы создать боеспособную ракету, способную поразить отдаленную цель, Ирану еще предстоит освоить процесс оружейного использования топлива.

Считается, что иранская армия, хоть и технологически отсталая, но обладает значительными запасами баллистических и крылатых ракет, а также дешевых беспилотников.

Во время апрельской атаки Иран узнал, что прорваться через мощную израильскую систему противовоздушной обороны является сложной задачей. В частности, израильские системы ПВО Arrow и David’s Sling вместе с американскими и другими союзническими силами в регионе перехватили 99% из более 300 беспилотников и ракет, выпущенных Ираном.

Собственный оборонительный арсенал Ирана включает зенитно-ракетные комплексы, среди которых российские С-300 для противодействия самолетам и крылатым ракетам, а также противоракетную систему местного производства «Арман». Они не так хорошо испытаны в боях, как оборонительные системы Израиля, что свидетельствует о том, что Иран предпочитает асимметричную войну, в которой он может применить большую силу, чем в лобовом столкновении.

И у Израиля, и у Ирана есть возможности для ведения кибервойны. Более десяти лет назад вредоносное программное обеспечение, известное как Stuxnet, поставило под угрозу работу иранского завода по обогащению ядерной энергии, что, как подозревают, явилось результатом совместной операции США и Израиля.

Согласно оценке Разведывательного управления Министерства обороны США, Иран способен на «целый ряд киберопераций, от информационных до деструктивных атак на правительственные и коммерческие сети по всему миру». Среди кибератак, осуществленных Ираном, была цель вывести из строя компьютеры и водоснабжение двух израильских районов.