Национальное антикоррупционное бюро и Специализированная антикоррупционная прокуратура нуждаются в эффективном изменении института соглашений со следствием по коррупционным делам для более быстрого и эффективного раскрытия коррупционных схем. При этом САП не готов на такие соглашения, если не будет видеть в нем смысла для следствия и наказания виновных в коррупционных схемах, пишет в материале «Что не так с законопроектом о повышении эффективности сделок со следствием?» Татьяна Безрук.
Автор подчеркивает, что соглашение со следствием на практике не освобождение от ответственности, а уменьшение ответственности разоблачителю, соучастнику схемы, которое поможет привлечь к ответственности именно виновных организаторов, оно должно поощрить исполнителей низшего звена сотрудничать со следствием.
«Например, если человек хочет дать взятку очень важному чиновнику, то что он, как свидетельствуют некоторые дела в судах, делает? Привлекает подельников и дает им указания. Прокуратура ловит этого организатора, и по санкции статьи, по которой он обвиняется, ему грозит заключение сроком от 5 до 12 лет. …Но (!) сидеть организатор будет как раз пять лет, потому что санкция статьи предусматривает от пяти лет», — напоминает Безрук действующие нормы законодательства.
В то же время в САП предлагали уменьшить наказание, чтобы сами организаторы схемы соглашались разоблачить заказчиков и соучастников в обмен на условный срок.