ОСКАРАС КОРШУНОВАС: «МЫ НЕ НАМЕРЕВАЛИСЬ ПОКАЗАТЬ ЗЕЛЕНСКОГО В «ТАРТЮФЕ»

Юлия Самборская Юлия Самборская

Для театральных режиссеров с мировым именем Украина не является привлекательным сценическим пространством. Это подтверждает тот факт, что со времен независимой истории похвастаться постановками талантливых и именитых художников мы не можем. Со временем это послужило причиной появления восхищенного пиетета, который в сочетании с фрагментарными проявлениями комплекса неполноценности создал у нас предубеждение, будто все, что не наше, значительно качественнее и намного прогрессивнее. Когда-нибудь, надеюсь, мы и от этого излечимся. Ну, а сейчас слова «европейский театр» являются для режиссеров, актеров и зрителей клеймом, которое лепят на каждый более-менее удачный «украинский» спектакль. На самом деле достойные режиссерские работы, формирующие локальную или мировую театральную историю, — это продукт, который напрямую зависит от личности режиссера и его умения простое показать сложно и наоборот.

В этом году на нашу театральную «терра инкогнито» в Национальный театр имени Марии Заньковецкой во Львове приехал Оскарас Коршуновас, ныне один из известнейших и влиятельнейших режиссеров Европы. По происхождению Оскарас литовец, и еще с далекого 1990 года он ставил спектакли в Национальном драматическом театре Литвы, а позже в 1998 году организовал театр своего имени. География спектаклей Коршуноваса поражает охватом чуть ли не всего мира: Австрия, Германия, Великобритания, Франция, Бельгия, США, Венесуэла — это даже не треть списка. То же самое можно сказать и о перечне фестивальных наград, званий, театральных премий и критиков. В конце концов, казалось бы, можно порадоваться, что к нам приехал режиссер такого уровня и с этим визитом не привез уже готовый гастрольный спектакль при участии актеров-иностранцев, а посетил с желанием поставить с украинскими актерами мольеровского «Тартюфа». Но радость зрителей от новости о том, что Оскарас будет творить во Львове, была весьма сдержанной, и причина этого простая и «грешная». Поискав в Интернете, можно легко узнать, что после 2014 года режиссер активно сотрудничал с российскими театралами и в недалеком 2020-го не где-нибудь, а в самом МХАТе (здесь уже не наши комплексы) поставил «святое святых» — «Чайку» Чехова. Спектакль до сих пор значится в репертуаре упомянутого театра, однако будет ли идти в следующем сезоне, неизвестно.