НАТО как смогло защитилось от Трампа, но настоящий враг — на Востоке.
Юбилейный саммит НАТО в Вашингтоне был успешным, ведь Альянс продемонстрировал стойкость и действенность больше, чем на предыдущем саммите в Вильнюсе. Однако успех был ограниченным, ведь уверенные перспективы Альянса видны не дальше следующего саммита, который пройдет через год. Никто не спрогнозирует точно, какой в это время будет политика США в отношении европейских дел и ситуация на поле боя в Украине.
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ Китай и Россия хотят сделать ШОС конкурентом НАТО — Bloomberg
Альянс нашел защиту — не гарантированную, но обнадеживающую — от все более вероятных изменений в политике США. Неформально это называют Trump-proof policy, то есть политикой, которую возможный новый президент США не смог бы легко изменить или отменить. После прошлой инаугурации Дональд Трамп в первый же день демонстративно под камеры отменил распоряжения предыдущего президента США. Он обещает повторить это шоу. Однако указами президента определяется не вся американская политика, хотя и значительная ее часть.
В узком понимании Trump-proof policy касается западной помощи Украине в отражении российской агрессии. Принято решение о почти гарантированных минимальных 40 млрд евро военной помощи Украине на протяжении 2025 года; встраивание механизмов «Рамштайн» в командную структуру НАТО с функциями координации военной помощи и тренировки украинских войск; создание общего центра боевого опыта; введение должности специального представителя генерального секретаря Альянса в Киеве.
Есть сигналы о том, что не прекратилось обсуждение приглашения в НАТО, хотя формально Украина получила не больше, чем более свежее изложение формулы, начатой в 2008 году, — место Украины в НАТО, но тогда, когда сложатся неизвестные обстоятельства. Как можно понять, дискуссия о членстве локализовалась вокруг территории. Не в том смысле, что Украину подталкивают к территориальным уступкам РФ — в коммюнике саммита территория Украины упоминается лишь в международно признанных границах, — а в том, что территориальный вопрос всегда присутствует в контексте членства в НАТО. Напомним: на американский Пёрл-Харбор в Тихом океане Североатлантический договор не распространяется.
Обсуждение членства Украины, вероятно, охватывает такие вопросы как: 1) природа коллективных обязательств по статье 5 Североатлантического договора, ведь она очерчена очень широко; 2) прогнозирование деоккупации Украины; 3) различные позиции союзников относительно территории Украины, на которую они готовы распространить коллективные обязательства. Это непростые вопросы, которые невозможно было решить уже на саммите в Вашингтоне. Но к следующему саммиту в Гааге через год ясности может стать намного больше.