ЧТО УБИВАЕТ УЧИТЕЛЬСКУЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ГОТОВНОСТЬ К ПЕРЕМЕНАМ?

Михаил Девдера Михаил Девдера

Сбои во внедрении изменений, предлагаемых образовательной сфере инициаторами Новой украинской школы, заставляют и сторонников этих изменений, и оппонентов, и скептиков внимательнее присматриваться к тому, что реально происходит в общеобразовательной школе. Постепенно переходить от огульного обвинения учителей во всем, что случилось и не случилось, к анализу тех процессов, с которыми приходится иметь дело и где учителям отведена совсем не та роль, которую они должны были бы исполнять.

Бесспорно, учителей можно упрекнуть во многом, но не в модельных программах, написанных под стандарт 2011, а не 2020 года. Не в составлении учебников, которые являются простым переизданием предыдущих версий. Не в учебно-методическом обеспечении и не в содержании предлагаемых для переподготовки курсов, в которых нет практической составляющей, потому что ее сейчас никто не наработал. Не в бессмысленном прессинге относительно самой якобы переподготовки, которую учителя должны были пройти в нерабочее время практически за свой счет. Говорю «якобы», потому что реальная переподготовка никогда не может сводиться к прослушиванию курса лекций, прочитанного специалистами, очень далекими от реалий, о которых они рассказывают.

Благодарю Бога, наконец обратили внимание и на то, что украинский учитель буквально выжжен, измотан работой в адских условиях войны и очень нуждается в поддержке и помощи. Правда, эти последние почему-то решено предоставлять в форме «готовых решений» («решений в коробке»), потому что якобы именно отсутствие таковых и есть главная причина чрезмерной занятости, а из-за нее — профессионального выгорания учительского сообщества. Якобы действительно учителям, как сказано в одном из исследований, больше всего не хватает именно свободного времени для «реализации творческого подхода к преподаванию и педагогической автономии».