23 июня, на христианский праздник Троицы, в Дербенте и Махачкале произошли скоординированные, хорошо подготовленные и дерзкие атаки на православные храмы и синагоги.
Нападения на церковь и синагоги начались почти одновременно. Сначала поступило сообщение о стрельбе в Дербенте. Во время нападения на церковь Покровы Пресвятой Богородицы нападающие зашли в храм, застрелили охранника и убили священника. Нападение на синагогу в Дербенте произошло за 40 минут до вечерней молитвы. Здание почти дотла выгорело после поджога. Приблизительно в то же время произошло нападение на синагогу в Махачкале. На воротах напавшие написали ссылки на суры и аяты из Корана. Во время отступления через центр столицы республики произошла перестрелка боевиков с полицией. Под обстрел попал Свято-Успенский кафедральный собор, где после начала стрельбы спрятались прихожане. Позже неизвестные обстреляли полицейскую машину в селе Сергокала.
EPA-EFE/TELEGRAM CHANNEL OF THE HEAD OF DAGESTAN REPUBLIC / HANDOUT BEST QUALITY AVAILABLE HANDOUT EDITORIAL USE ONLY/NO SALES HANDOUT EDITORIAL USE ONLY/NO SALES
Вследствие нападения на момент написания статьи погиб 21 человек, в частности полицейские и гражданские, а также шесть боевиков, более сорока человек получили ранения разной степени тяжести. Это нападение стало самым большим с 2012 года, когда террористка взорвала шейха Саида Афанди. Тот теракт считался поворотным в борьбе с терроризмом в Дагестане. После него в республике были значительно усилены оперативные и профилактические мероприятия для противодействия терроризму, а также начат ряд не присущих России диалоговых инициатив для уменьшения напряжения между салафитскими и суфийскими общинами. В Дагестане, как и в Чечне, правительство поддерживает суфийское направление в исламе как залог от радикализации мусульман.
С восстанием Исламского государства радикально настроенные исламисты при непосредственной, но не афишированной поддержке ФСБ массово выезжали из Дагестана в Сирию и Ирак, где большинство из них погибли или укоренились, найдя себе новую родину. С точки зрения российских спецслужб, выезд этой категории дагестанцев значительно улучшил ситуацию в сфере безопасности. На фоне разгрома исламистского подполья и нахождения способа сосуществования салафитских общин в начале 2018 года Москва стала намного увереннее чувствовать себя в республике, вследствие чего был санкционирован погром региональных элит, проведенный под руководством нового главы республики — этнического россиянина и милицейского генерала Владимира Васильева. В начале 2018 года ФСБ арестовала и.о. главы совета министров Абдусамада Гамидова и его заместителей.