Проблемами украинцев, которые потеряли жилье, занимается программа «єВідновлення». Власть системно презентует успехи программы, но все ли удается? Как сделать так, чтобы ее действие распространялось на жителей не только Киевщины, но и всех регионов, которые пострадали от российской агрессии? Решен ли вопрос компенсации за утраченное жилье для тех, кто потерял его в 2014 году? На какой стадии инвентаризация помещений, пригодных для жилья? В конце концов, как граждан Украины с обидной аббревиатурой ВПЛ переместить в почетную категорию «человеческий капитал»?
Ответить на эти вопросы мы попросили народного депутата, главу подкомитета по вопросам временно оккупированных территорий, восстановления и развития деоккупированных территорий Украины, члена парламентской комиссии по защите ВПЛ Сергея Козыря.
Сергей Козырь/Facebook
⸺ Сергей Вячеславович, программе «єВідновлення» исполняется год. Какова ваша оценка первого года работы программы по пятибалльной шкале?
⸺ Где-то на четверку. Было потеряно драгоценное время на старте. Очень долго принимали закон. Потом необходимо было создать комиссии, чтобы максимально быстро провести обследование объектов, которые нуждаются в восстановлении. Но программа работает и вообще очень хорошо себя зарекомендовала.
⸺ Преимущественно в Киевской области себя зарекомендовала. Хотя даже в Буче и Ирпене люди уже третий год живут в мобильных городках, предоставленных Польшей. Есть какие-то наработки, чтобы помочь им?
⸺ Да, территориальная проблема есть. На наиболее пострадавших территориях — я говорю о Херсонщине, Донетчине, Харьковщине, Запорожье — восстановить их и/или выплатить компенсацию людям, которые потеряли жилье, сейчас практически невозможно. Есть необходимость в физическом присутствии местной комиссии там, где нужно зафиксировать разрушения. Однако есть риск для жизни и здоровья членов комиссии в населенных пунктах, которые постоянно обстреливают. Но мы постоянно коммуницируем на эту тему с профильным министерством, ищем выход.
⸺ И какой результат коммуникации комитета с министерствами? Есть ли статистика, которая позволила бы объективно оценить, как работает программа «єВідновлення»?
⸺ По состоянию на 15 мая этого года 51,6 тысячи семьям перечислено в целом 4,7 миллиарда гривен на проведение ремонтных работ. Кроме этого, выдано 6,7 тысячи жилищных сертификатов на приобретение/восстановление уничтоженного жилья. Средняя сумма сертификата — 1,7 миллиона гривен. То есть мы видим, что люди получают адекватные компенсации для того, чтобы отремонтировать или приобрести (построить) новое жилье.
Но вы сами подчеркнули: самая главная проблема заключается в том, что эта программа пока что не касается тех, кто потерял жилье на оккупированных территориях или в тех городах и селах, которые сейчас являются зоной боевых действий. В этом случае мы даже не знаем масштаба финансовых потребностей для компенсации, ведь люди не могут предоставить документы для участия в программе.
Заседание Временной специальной комиссии Верховной Рады Украины по защите имущественных и неимущественных прав внутренне перемещенных и других лиц, пострадавших в результате вооруженной агрессии российской федерации против УкраиныАссоциация городов Украины
⸺ То есть пока разрушения не зафиксированы, компенсаций нет?
⸺ Да. Нет комиссии, нет оценки — нет компенсации. Этот подход, по моему мнению, очень несправедливый. Действительно, получается, что компенсацию по программе получают жители преимущественно Киевской области, которая, к счастью, была деоккупирована в 2022 году и не является зоной боевых действий. Но что делать тем, кто потерял все в Мариуполе, Бахмуте, Северодонецке, Херсоне и других местах?
Очень успешно прошел эксперимент в Мелитополе, где применяли аэросъемку, чтобы оценить масштаб убытков. Знаю, что люди уже получают компенсацию за уничтоженное жилье в этом оккупированном городе. И это свидетельствует о том, что механизм есть, и теперь сверхважно распространить его на все города и села, которые являются зоной боевых действий и расположены на временно оккупированных территориях.
На заседании парламентской комиссии по вопросам защиты ВПЛ мы утвердили такое решение. Будем разрабатывать документы, которые позволят распространить выплаты компенсации за разрушенное жилье по всей Украине