Часто от России в сторону Казахстана раздаются либо обвинения в русофобии, ограничении прав русскоязычных и т.д, либо угрозы, что эта страна станет следующей, на которую РФ нападет, как это было в истории со слитым аудиосообщением генерала Андрея Гурулева. Впрочем, каждый раз реакция Астаны очень осторожна. Обозреватель Владимир Кравченко в материале «Что у Путина на уме, то у депутатов на языке: вторгнется ли Россия в еще одну страну?» пишет, что, вероятнее всего, это свидетельствует о стремлении тамошней власти лишний раз не обострять отношения с Москвой.
«Вероятнее всего, Токаев и руководство страны руководствуются тем, что Россия не захочет реализовать военный сценарий», — предположил политолог Досим Сатпаев.
Причин для такой оценки может быть несколько:
- увязнув в Украине, массово теряя людей и технику, Кремль не может позволить себе еще один фронт;
- Россия нуждается в Казахстане как окне для осуществления параллельного экспорта;
- военная агрессия приведет к дестабилизации Центральноазиатского региона;
- Москва должна будет учитывать позицию своего стратегического союзника, оказывающего ей экономическую и политическую поддержку, — Пекина. А Китай, вероятнее всего, будет против вторжения в страну, в которую он уже вложил около 30 млрд долл., и являющуюся важным транспортным коридором в Европу;
- «специальная военная операция» в Казахстане невыгодна и другому партнеру России — Турции. Анкара как лидер тюркоязычного сообщества воспринимает Центральную Азию как зону своих интересов и вторжение российских войск в Казахстан может негативно сказаться на турецко-российских отношениях.